3 сентября исполняется 80 лет со дня рождения русского и американского журналиста и писателя Сергея Донатовича Довлатова.
Сергей Донатович Довлатов (3 сентября 1941 г. – 24 августа 1990 г.) родился в Уфе в творческой семье театрального режиссера и актрисы. В 1959 году Довлатов решил пойти по стопам родителей: выбрав гуманитарную специальность, юноша поступил в Ленинградский государственный университет. К сожалению, должного внимания учебе Сергей не оказал, зато подружился с такими творческими личностями, как Иосиф Бродский, Евгений Рейн и Сергей Вольф. Из-за неуспеваемости Довлатова исключили из университета, и он на три года пошел служить в армию, где охранял исправительные колонии Республики Коми. После армии поступил в родной университет на факультет журналистики, параллельно работал в студенческом самиздате «За кадры верфям», где печатал рассказы. После института продолжил работать по специальности, успел побывать литературным секретарем. Позднее три года жил в Эстонии, где совмещал работу кочегара и внештатного журналиста. Вернувшись из Эстонии, работал экскурсоводом, в середине семидесятых вернулся в Ленинград, где снова устроился по специальности. Вскоре Довлатов вынужден был эмигрировать в США из-за идеологического преследования советских властей. На новом месте он стал редактировать газету «Новый американец», которая быстро стала известной среди русскоязычных эмигрантов.
Первые рассказы Сергей Довлатов написал еще во время службы в армии. Позднее, уже в Эстонии, он также пишет рассказы о личном опыте работы журналистом – они затем входят в сборник «Компромисс». Примечательно, что его первая книга «Пять углов», готовившаяся к публикации в местном издательстве, была изъята и уничтожена по указанию КГБ. Позднее, с 1975 года, Довлатов неоднократно пробовал издать свои произведения, но получал отказ по идеологическим причинам. В СССР ему удалось опубликовать только повесть и рассказ, не считая десяти рецензий в двух журналах. Единственным способом издания собственных работ для Сергея стал самиздат и эмигрантские журналы. В 1976 году Довлатова вычеркнули из числа членов Союза журналистов, а через два года он уехал в Америку, не выдержав постоянного давления.
В США Довлатов получил возможность заниматься своим главным делом — писать книги и издавать их. Здесь вышли одна за другой: «Невидимая книга» (1977), «Соло на ундервуде: Записные книжки» (Париж — Нью-Йорк, 1980), «Компромисс» (Нью-Йорк, 1981), «Зона: Записки надзирателя» (1982), «Заповедник» (1983), «Марш одиноких» (Холион, 1983), «Наши» (1983), «Демарш энтузиастов» (Париж, 1985), «Ремесло: Повесть в двух частях» (1985), «Иностранка» (Нью-Йорк, 1990), «Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах» (совместно с М. Волковой, Нью-Йорк, 1988).
Центральный персонаж этой прозы — сам Довлатов, переименованный то в Алиханова, то в Далматова. Однако произведения его нельзя считать автобиографическими, строго документальными. Писатель нередко прибегает к литературной мистификации и по-разному излагает одни и те же события из своей жизни, намеренно «путает» даты, изменяет имена и фамилии. Исключение составляет, пожалуй, «Зона».
Любимые герои писателя — большей частью неудачники, лишние, талантливые, но непризнанные писатели, алкоголики, диссиденты. Такими персонажами населены страницы повести «Заповедник». Довлатов рассказывает о несложившихся судьбах, о чудаках, для многих из которых Пушкинский заповедник становится единственным пристанищем в жизни. К числу неудачников относит Довлатов и самого себя, писателя-неудачника. Опять-таки автобиографический герой в центре повествования. Он в целях заработка принимается за очередную «халтуру» — становится экскурсоводом в заповеднике.
Повесть «Компромисс» одновременно и смешная, и пронзительно-печальная. В ней читатель может познакомиться с закулисной жизнью советской газеты.
В сборнике рассказов «Чемодан» в центре повествования — старый и потрепанный чемодан, с которым Довлатов покинул родину. Спустя некоторое время он его открыл и понял, что каждая вещь имеет свою историю.
Повествование С. Довлатова обращено и к прошлому, к истории рода в книге «Наши». Создавая колоритные, отчасти мифологизированные портреты своих предков — дедов по отцовской и материнской линии, повествуя о родителях и поколении «отцов», рассказывая о своих сверстниках, писатель не замыкается рамками истории одной семьи, а воссоздает ее на широком историческом и социальном фоне жизни «небывалой страны».
«Иностранка» — книга, где впервые герой — Довлатов отступает на второй план и как бы прячется за внешним увлекательным и даже авантюрным сюжетом — историей эмигрантки Маруси и ее замужества. Объектом его внимания становятся нравы, проблемы и заботы русской колонии в Нью-Йорке. Ярко, пластично обрисованы ее обитатели, их занятия, их быт, с беззлобным юмором показаны их недостатки и слабости. Писатель как бы собирает и классифицирует различные проблемы эмигрантов и проводит мысль, что Америка — вовсе не рай. И, как правило, непросто прижиться здесь переселенцам. Грустная и в то же время с юмором поведанная история Маруси — яркое тому доказательство. Повествуя о самом обыденном и, казалось бы, приземленном, писатель никогда не теряет из виду главной темы, не снижает пафоса своей прозы: «Пропащая, бесценная, единственная жизнь».
Тема эмиграции, ее литературно-художественных кругов, находит развитие в повести «Филиал», герой которой опять-таки Довлатов (здесь — Далматов), журналист радио «Свобода», становится участником фантастического симпозиума «Новая Россия».
Повесть «Зона» - это философский очерк о несовершенстве мира. В повести автор показывает лагерный забор и жизнь по обе его стороны. Главный герой «Зоны» — надзиратель Алиханов, автобиографический герой и автор одновременно. Первый наблюдает, второй обобщает. Алиханов — из среды интеллигенции, он остается чуждым к заключенным, которых охранял, и сослуживцам из конвойной охраны, несмотря на отдельные попытки приспособиться к среде и законам зоны.
Сергей Довлатов умер в конце лета 1990 года в Нью-Йорке. Причиной стали сердечная недостаточность и затяжной алкоголизм писателя, с которым он боролся всю жизнь.
В перечне советских диссидентов жирными буквами выведено имя Сергея Довлатова. Преследуемый в СССР за антипатриотичное литературное творчество, в современной России он был полностью реабилитирован. Теперь несколько его работ входят в рейтинг топ-100 книг для прочтения, рекомендованных Министерством образования РФ.
Информация подготовлена по материалам из открытых источников
Т. Б. Курганская, ведущий библиотекарь абонемента
Comentarios